Пурех — вотчина князя Д. М. Пожарского

 

За заслуги перед Отечеством в войне с польскими захватчиками в 1621 году Дмитрий Михай­лович Пожарский получает за­крепленные грамотой царя Михаила Романова земли от Холуя (Ивановской области) до г. Балахны. На почтовом тракте Нижний Новго­род — Ярославль в 74 верстах, от Нижнего на слиянии трех ре­чек Каменки, Колесенки (Мыс­ка) и Юг в местечке под наз­ванием Петряевская пустошь он начинает строительство в честь своего патрона Макария Желтоводского  Макарьевский монас­тырь для призрения ополченцев (1611-1612 гг.) без вкладу. Вот как сообщает летопись: «Боярин Дмитрий Михайлович По­жарский на своей вотчинной земле поставил монастырь, дал на пропитание из своей же вот­чинной земли, и что на его же вотчиной земле в угодьях на новолесных росчистях поставле­ны починки и в нем селятся».

Еще одна запись первосвя­щенника Якова-епископа Ниже­городского и Арзамасского: «Го­сударь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси и Отец его государев великий го­сударь святейший Филарет Ни­китич патриарх Московский и всея Руси пожаловал боярина кня­зя Дмитрия Михайловича Пожар­ского с детьми ево примерною землею, что по нынешнему письму и мере за боярином за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским за что услужением его, а что Дмитрий Михайлович Пожарский поставил на своей вот­чинной Петряевекой пустоши мо­настырь Макария Желтоводского чудотворца».

Каким же был Макарьевский монастырь первоначально? Это мы также можем найти в «От­дельных Нижегородских кни­гах»: «Отделу Никиты Доможирова до подьячего Ивана Ми­хайловича июля 3 дня 155 г (1647). Отдельно стольнику князю Ивану Дмитриевичу По­жарскому в вотчину по полю­бовному разделу: монастырь Желтоводского и Унженского чудотворца на пустоши Петряевской, а в монастыре церковь каменная Преображения Хрис­това с папертями о 5 верхах не освящена, а в церкви 2 приде­ла: придел Ефимия Суздальского Чудотворца освящен да придел Макария Желтоводского и Унженского чудотворца не освя­щен, да в исповеди церковь с трапезною Успения пресвятой Богородицы, да придел Алексан­дра Свирского чудотворца не ос­вящен, да к церкви приделана колокольня каменная верх шатром, а на ней колокол благовестный 40 пудов да 11 коло­колов средних и малых, а в церквах и приделах божие ми­лосердие и церковные утвари и строения Дмитрия Михайло­вича Пожарского, да около мона­стыря ограда рублена в сте­ны по городовому, да в монас­тыре же две кельи игуменских да семь братских, да под мо­настырем слободка, а в ней двор конюшенный, живет ясельничий Ефимко Володимиров, да два скотных, да 13 дворов бобыльских, людей 4-х человек. Паш­ни к монастырю, что напахали на монастырь средние земли с новолесною росчистью 15 чет­вертей в поле, а в дву потому ж да к тому же припущено в пашню деревня, что была пус­тошь Бояринцево, а Бояркино тожь».

 

Эта запись 1647 г. свиде­тельствует о разделе вотчины Дмитрия Михайловича Пожар­ского между детьми после его смерти и достоверно рассказы­вает, что из себя представляла Макарьевская слободка и что строительство ее продолжается.

 

Около Макарьевского монас­тыря селились мастеровые, ду­ховенство, то есть люди, обслу­живающие монастырь, а окрест ставились починки, вырубались дремучие леса.

 

В 1660 году в православии на Руси происходит раскол, и в дремучих лесах (не только по р. Керженец) появляются починки раскольников, не соглас­ных с нововведениями и гони­мых светской властью. Об этом свидетельствуют дожившие и до наших дней староверы в д. Ос­тапово (была староверская цер­ковь до 1930 г.), д. Морозово, д. Щетинино, д. Федоркино и другие.

 

В село Пурех в 1635 году Дмитрием Михайловичем Пожар­ским был привезен из Соловец­кого монастыря животворящий Крест Господень, барельеф его вырезан из гранатового дерева 3 аршина высотой. Он играл так­же большую роль в развитии се­ла. Крест обладал целительны­ми свойствами, к нему шли по­клоняться люди с разных гу­берний, и каждый год его во­зили на Нижегородскую ярмарку (сейчас он в Высоковской церкви, был вывезен в 1937 году и брошен на склад, а когда открыли в 1941 году церковь в Высокове, им его отдали!).

 

В1764 году Макарьевский монастырь был упразднен по повелению Екатерины Великой, как и многие другие монастыри, и Макарьевская слобода стала называться Макарий - Пурех. В монастыре ополченцы очищали свои души от скверны войны. По латыни пурификация—очищение от грехов. Потому этих людей могли звать пуристами (сколько в наших краях речек, называемых Пуришка, то есть чистая). Со временем Макарий отпал, а Пурех сохранился до наших дней.

 

К 1764 г. с. Пурех — уже зажиточное село. В нем развивается торговля, строятся новые храмы. Так как земли у нас бедные, урожая хватает только до Рождества Христова. Развивается щепное производство (благо, леса много, и он дешевый), ложкарное, веретенное, гребное, столярное на сезон до полевых работ. Точили деревянную посуду.

 

С середины XIX века бурно развивается промышленное производство. Лили колокольчики, бубенчики и другие сбруйные украшения. Появляются богатые промышленники, такие, как Клюйков Е.С.,  Трошин М. М., Трошин Ф.М., Веденеев Ф.М., Чернигин П.Г., бра­тьи Сироткины и многие другие. Колокольчики славятся на всю Россию, получают призы на международных, выставках. И уже не валдайские, а пуреховские колокольчики звенят по всей Руси великой.

Строятся  новые храмы: в 1854 году в селе Крапивино в честь Рождества пресвятой Бо­городицы, где сейчас филиал за­вода им. Фрунзе, в 1864 году церковь во имя Николая Чудо­творца, в 1854 году перестраи­вается Спасо-Преображенская церковь после пожара, в 1879 году к ней строится новая тра­пезная и новая колокольня,  еди­новерческая церковь. В д. Остапово —каменная староверская.

Строятся новые просторные, часто двухэтажные дома, сохра­нившиеся до сих пор и украша­ющие село. Это дома Трошиных, Сафонова, Чернигиных и других богатых людей. Много увеселительных заведений, так как каждое воскресенье был базарный день, а каждый год 19 января, в день преподобного Макария, проходила ярмарка, которая длилась два дня. Таким образом, село является центром торговли окрестных поселений и деревень. Сюда стекаются купцы из других губерний. Большую роль в раз­витии с. Пурех сыграл и Крест Господень для славы и паломни­чества.В 1869 году в приходе се­ла числилось 36 деревень с на­селением 3528 человек.

Так жило село Пурех до ре­волюции 1917 года. Затем кол­хозы, война и другие беды. В 1965 году стал председателем колхоза «Заветы Ильича» ,  А.А.Махов. Это энергичный, заботливый хозяин, благодаря его сметливости и энтузиазму село опять стало возрождаться и приобретать славу. Развилось подсобное хозяйство, повысились урожаи, стали строить благоуст­роенные дома, проложили в се­ле асфальт, построили прекрас­ный Дом культуры, школу, здание администрации,детский сад «Рябинка», общежитие для молодых семей.

 

Сегодня Пурех — крупное село, здесь проживает более двух с половиной тысяч человек. На его территории находятся Дом культуры, библиотека, средняя общеобразовательная и музыкальная школы, детский комбинат«Рябинка», колхоз «Заветы Ильича», участковая больница, аптека, филиал Сбербанка, почта, ветеринарная лечебница, пожарная охрана, магазины.

 

Действует Спасо - Преображенская церковь, построенная в первой половине 17 века, она является памятником истории и культуры федерального значения. Служба в храме ведется отцом Михаилом каждый выходной и по всем православным праздникам, также в церкви проходят венчания, крестят детей.  Село газифицировано.

 

Важным событием стало открытие в 1998 году на площади перед Домом культуры памятника князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому (автор — Т. С. Рыжова, скульптор— П. И. Гусев). Площадь также носит имя героя народного ополчения.

 

В 2005 году в селе открылся краеведческий музей имени Д. М. Пожарского.

 

 

Поджидаева, И. Е. Пурех // Московский журнал. – 2011. - № 8 (248). – с. 5-6

 

Терентьев, А. Пурех – вотчина князя Д. М. Пожарского / А. Терентьев // Знамя. – 1998. – 9 июня.