Пурех — вотчина князя Д. М. Пожарского
За заслуги перед Отечеством в войне с польскими захватчиками в 1621 году Дмитрий Михайлович Пожарский получает закрепленные грамотой царя Михаила Романова земли от Холуя (Ивановской области) до г. Балахны. На почтовом тракте Нижний Новгород — Ярославль в 74 верстах, от Нижнего на слиянии трех речек Каменки, Колесенки (Мыска) и Юг в местечке под названием Петряевская пустошь он начинает строительство в честь своего патрона Макария Желтоводского Макарьевский монастырь для призрения ополченцев (1611-1612 гг.) без вкладу. Вот как сообщает летопись: «Боярин Дмитрий Михайлович Пожарский на своей вотчинной земле поставил монастырь, дал на пропитание из своей же вотчинной земли, и что на его же вотчиной земле в угодьях на новолесных росчистях поставлены починки и в нем селятся».
Еще одна запись первосвященника Якова-епископа Нижегородского и Арзамасского: «Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси и Отец его государев великий государь святейший Филарет Никитич патриарх Московский и всея Руси пожаловал боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского с детьми ево примерною землею, что по нынешнему письму и мере за боярином за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским за что услужением его, а что Дмитрий Михайлович Пожарский поставил на своей вотчинной Петряевекой пустоши монастырь Макария Желтоводского чудотворца».
Каким же был Макарьевский монастырь первоначально? Это мы также можем найти в «Отдельных Нижегородских книгах»: «Отделу Никиты Доможирова до подьячего Ивана Михайловича июля 3 дня 155 г (1647). Отдельно стольнику князю Ивану Дмитриевичу Пожарскому в вотчину по полюбовному разделу: монастырь Желтоводского и Унженского чудотворца на пустоши Петряевской, а в монастыре церковь каменная Преображения Христова с папертями о 5 верхах не освящена, а в церкви 2 придела: придел Ефимия Суздальского Чудотворца освящен да придел Макария Желтоводского и Унженского чудотворца не освящен, да в исповеди церковь с трапезною Успения пресвятой Богородицы, да придел Александра Свирского чудотворца не освящен, да к церкви приделана колокольня каменная верх шатром, а на ней колокол благовестный 40 пудов да 11 колоколов средних и малых, а в церквах и приделах божие милосердие и церковные утвари и строения Дмитрия Михайловича Пожарского, да около монастыря ограда рублена в стены по городовому, да в монастыре же две кельи игуменских да семь братских, да под монастырем слободка, а в ней двор конюшенный, живет ясельничий Ефимко Володимиров, да два скотных, да 13 дворов бобыльских, людей 4-х человек. Пашни к монастырю, что напахали на монастырь средние земли с новолесною росчистью 15 четвертей в поле, а в дву потому ж да к тому же припущено в пашню деревня, что была пустошь Бояринцево, а Бояркино тожь».
Эта запись 1647 г. свидетельствует о разделе вотчины Дмитрия Михайловича Пожарского между детьми после его смерти и достоверно рассказывает, что из себя представляла Макарьевская слободка и что строительство ее продолжается.
Около Макарьевского монастыря селились мастеровые, духовенство, то есть люди, обслуживающие монастырь, а окрест ставились починки, вырубались дремучие леса.
В 1660 году в православии на Руси происходит раскол, и в дремучих лесах (не только по р. Керженец) появляются починки раскольников, не согласных с нововведениями и гонимых светской властью. Об этом свидетельствуют дожившие и до наших дней староверы в д. Остапово (была староверская церковь до 1930 г.), д. Морозово, д. Щетинино, д. Федоркино и другие.
В село Пурех в 1635 году Дмитрием Михайловичем Пожарским был привезен из Соловецкого монастыря животворящий Крест Господень, барельеф его вырезан из гранатового дерева 3 аршина высотой. Он играл также большую роль в развитии села. Крест обладал целительными свойствами, к нему шли поклоняться люди с разных губерний, и каждый год его возили на Нижегородскую ярмарку (сейчас он в Высоковской церкви, был вывезен в 1937 году и брошен на склад, а когда открыли в 1941 году церковь в Высокове, им его отдали!).
В1764 году Макарьевский монастырь был упразднен по повелению Екатерины Великой, как и многие другие монастыри, и Макарьевская слобода стала называться Макарий - Пурех. В монастыре ополченцы очищали свои души от скверны войны. По латыни пурификация—очищение от грехов. Потому этих людей могли звать пуристами (сколько в наших краях речек, называемых Пуришка, то есть чистая). Со временем Макарий отпал, а Пурех сохранился до наших дней.
К 1764 г. с. Пурех — уже зажиточное село. В нем развивается торговля, строятся новые храмы. Так как земли у нас бедные, урожая хватает только до Рождества Христова. Развивается щепное производство (благо, леса много, и он дешевый), ложкарное, веретенное, гребное, столярное на сезон до полевых работ. Точили деревянную посуду.
С середины XIX века бурно развивается промышленное производство. Лили колокольчики, бубенчики и другие сбруйные украшения. Появляются богатые промышленники, такие, как Клюйков Е.С., Трошин М. М., Трошин Ф.М., Веденеев Ф.М., Чернигин П.Г., братьи Сироткины и многие другие. Колокольчики славятся на всю Россию, получают призы на международных, выставках. И уже не валдайские, а пуреховские колокольчики звенят по всей Руси великой.
Строятся новые храмы: в 1854 году в селе Крапивино в честь Рождества пресвятой Богородицы, где сейчас филиал завода им. Фрунзе, в 1864 году церковь во имя Николая Чудотворца, в 1854 году перестраивается Спасо-Преображенская церковь после пожара, в 1879 году к ней строится новая трапезная и новая колокольня, единоверческая церковь. В д. Остапово —каменная староверская.
Строятся новые просторные, часто двухэтажные дома, сохранившиеся до сих пор и украшающие село. Это дома Трошиных, Сафонова, Чернигиных и других богатых людей. Много увеселительных заведений, так как каждое воскресенье был базарный день, а каждый год 19 января, в день преподобного Макария, проходила ярмарка, которая длилась два дня. Таким образом, село является центром торговли окрестных поселений и деревень. Сюда стекаются купцы из других губерний. Большую роль в развитии с. Пурех сыграл и Крест Господень для славы и паломничества.В 1869 году в приходе села числилось 36 деревень с населением 3528 человек.
Так жило село Пурех до революции 1917 года. Затем колхозы, война и другие беды. В 1965 году стал председателем колхоза «Заветы Ильича» , А.А.Махов. Это энергичный, заботливый хозяин, благодаря его сметливости и энтузиазму село опять стало возрождаться и приобретать славу. Развилось подсобное хозяйство, повысились урожаи, стали строить благоустроенные дома, проложили в селе асфальт, построили прекрасный Дом культуры, школу, здание администрации,детский сад «Рябинка», общежитие для молодых семей.
Сегодня Пурех — крупное село, здесь проживает более двух с половиной тысяч человек. На его территории находятся Дом культуры, библиотека, средняя общеобразовательная и музыкальная школы, детский комбинат«Рябинка», колхоз «Заветы Ильича», участковая больница, аптека, филиал Сбербанка, почта, ветеринарная лечебница, пожарная охрана, магазины.
Действует Спасо - Преображенская церковь, построенная в первой половине 17 века, она является памятником истории и культуры федерального значения. Служба в храме ведется отцом Михаилом каждый выходной и по всем православным праздникам, также в церкви проходят венчания, крестят детей. Село газифицировано.
Важным событием стало открытие в 1998 году на площади перед Домом культуры памятника князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому (автор — Т. С. Рыжова, скульптор— П. И. Гусев). Площадь также носит имя героя народного ополчения.
В 2005 году в селе открылся краеведческий музей имени Д. М. Пожарского.
Поджидаева, И. Е. Пурех // Московский журнал. – 2011. - № 8 (248). – с. 5-6
Терентьев, А. Пурех – вотчина князя Д. М. Пожарского / А. Терентьев // Знамя. – 1998. – 9 июня.